Диагноз нередко остается трудным из-за размытости его критериев, наличия переходных форм от гипертрофии и гиперплазии небных миндалин к хроническому тонзиллиту у детей.
Еще в 50-е гг. н.э. Цельс в трактате De medicina описал капсулу небной миндалины, уплотнение и рубцевание ткани миндалины как следствие воспаления, а также технику операции — тонзиллэктомии. К 1910 г. Ballenger ссылается на свой опыт 9 тыс. тонзиллэктомий. В США начинают удалять небные миндалины с профилактической целью. По мере развития представлений о важной защитной роли миндалин, количество хирургических вмешательств стало резко уменьшаться. Приветствуется взвешенный подход к хирургическому лечению — по показаниям. Одновременно, подчеркивая важность наличия строгих показаний, профессор Б.С. Преображенский указывал на то, что в их число не входит возраст ребенка. Им описан собственный клинический пример по удалению небных миндалин у ребенка 2 лет, страдающего ревматизмом и ангинами.
В XXI веке небные миндалины рассматриваются как часть MALT системы (mucosal associated lymphoid tissue), ассоциированной со слизистыми лимфоидной тканью, входящей в иммунную систему организма.
Согласно современным представлениям хронический тонзиллит — общее инфекционно-аллергическое заболевание с местным проявлением в виде стойкой воспалительной реакции небных миндалин. Диагностика заболевания строится не столько на анамнезе, сколько на выявлении объективных местных критериев, выявляемых при фарингоскопии.
Наиболее информативными в диагностике оказались:
За последние десятилетия изменился подход к диагностике и лечению хронического тонзиллита у детей. Схема консервативной терапии хронического тонзиллита должна быть комплексной. Осуществляется при отсутствии показаний к оперативному лечению. Основной принцип — комплексный подход и цикличность.
Основные направления терапии:
При наличии показаний — носительство b-гемолитического стрептококка группы А — возможно проведение 10-дневного курса системной антибактериальной терапии.
Среди местных антибактериальных средств, применяемых для лечения заболеваний полости рта и глотки, следует отметить гексетидин – антисептик широкого антибактериального и фунгицидного спектра действия. Гексетидин проявляет антибактериальный и противогрибковый эффект. Гексетидин способен подавлять рост и размножение таких микроорганизмов, как Candida albicans, Str. salivarius (prB, C25, 8606), Str. mutans (mml, om261), Str. sanguis (7864, RA, R0558), Str. pyogenes Group A (141), Str. pneumoniae, Str. viridans (160), Lactobacillus casei и acidophilus, Bacteroides melamnogenicus и fragilis (188), Staphylococcus aureus, Bordella pertussis. В клинических исследованиях была доказана высокая фунгицидная активность гексетидина против 65 линий грибов рода Candida.
Гексетидин нашел применение не только при лечении хронического тонзиллита, но и в терапии стоматита, пародонтита, молочницы полости рта и даже как антисептик при пирсинге. Кроме того, препарат применяют в качестве профилактического средства перед удалением зуба, после тонзиллэктомии и других хирургических вмешательств в полости рта, а также как гигиеническое средство по уходу за ротовой полостью, устраняющее неприятный запах изо рта. Проведенные клинические исследования подтвердили высокую эффективность гексетидина в лечении гингивита, афтозного стоматита, кандидоза полости рта.
И.А. Тихомирова