Принято считать, что кожа младенца становится структурно и физиологически близка к коже взрослого человека к шестимесячному возрасту. В течение первых недель и месяцев жизни она постепенно адаптируется к новым условиям существования.
Эпидермис новорожденных хорошо развит и не имеет существенных отличий от взрослого[1], все функциональные клетки присутствуют в нем в нормальных количествах, но их активность (фотозащитная, иммунная, рецепторная и др.) не проявлена в полной мере и формируется постепенно. В частности, меланоциты вырабатывают меньше меланина, в результате чего кожа ребенка менее пигментирована и имеет меньшую способность к развитию загара, поэтому так важна защита ее от солнца. Однако роговой слой кожи младенца не совсем зрелый, он содержит больше воды и меньше липидов, имеет более рыхлую структуру из-за того, что сцепление между корнеоцитами более слабое. Это делает кожу более ранимой и реактивной. Притом детская кожа примерно на 20-30% тоньше по сравнению с кожей взрослого человека.
Кожа новорожденного имеет рН, близкий к нейтральному, и в течение первого месяца жизни реакция кожи постепенно становится слабокислой, как у взрослых, и остается такой до глубокой старости. Более высокий рН кожи младенцев можно объяснить различиями в химическом составе липидов кожи, а также остаточным воздействием околоплодной жидкости в первые дни жизни. Слабокислое значение рН играет важную роль в защите кожи от патогенных микроорганизмов. Однако следует различать рН и буферную способность кожи: если первый показатель достаточно быстро уравнивается с нормой для взрослого человека, то буферная емкость детской кожи намного ниже. Это означает, что кожа ребенка намного более восприимчива к изменениям рН. Гидролипидная мантия кожи, состоящая в основном из секрета сальных желез и воды, выделяемой потовыми железами и проникающей через кожу в результате трансэпидермальной потери, у маленьких детей развита не в полной мере. Эта защитная эмульсионная смесь типа «вода в масле» иногда даже почти отсутствует, что тоже сказывается на рН кожи новорожденных и объясняет тот факт, что она менее способна нейтрализовать избыточную щелочность, особенно в области подгузников.
Сальные железы у детей под влиянием остаточного гормонального фона матери функционируют довольно активно – именно их секрет составляет бОльшую часть первородной смазки (vernix caseosa), формирующейся на поздних стадиях беременности и покрывающей кожу новорожденных при появлении на свет. Эта смазка представляет собой своего рода «подвижную» часть рогового слоя и обеспечивает водоотталкивающее, смягчающее действие, а также некий барьер на пути инфекций и внешних загрязнений, благодаря наличию в ее составе защитного белка химотрипсина. Vernix caseosa смывается при первом купании, причем, учитывая биологическую важность этого вещества, ВОЗ даже разработала рекомендации, согласно которым купать новорожденных следует не ранее чем через шесть часов после рождения.
Упомянутые факторы (меньшая толщина, рыхлость рогового слоя, несколько иной баланс между водой и липидами кожного барьера) обусловливают более высокую проницаемость детской кожи, особенно для гидрофильных веществ. Однако для маленьких детей существует ряд дополнительных факторов риска. Так, у новорожденных соотношение поверхности тела и веса в 2,4 раза выше, чем у взрослых, и к 12 месяцам это соотношение уменьшается до 1,6, оставаясь, тем не менее, больше единицы. Это приводит к тому, что при нанесении на одинаковую площадь поверхности кожи ребенка и взрослого одинаковых порций косметического средства, концентрации веществ, способных проникать через кожу, в крови ребенка будут выше. Количество волосяных фолликул на единицу площади поверхности тела у детей выше, что тоже облегчает проникновение в кожу. У малышей также меньше способность к выведению биодоступных веществ из организма (у здоровых новорожденных – в три раза, а у недоношенных – вплоть до 9), в результате чего повышается риск развития отрицательных реакций. Однако по истечении неонатального периода устанавливается равновесие, и иногда даже наблюдается более интенсивное выведение веществ из организма, чем у взрослых.
Содержание волокон коллагена и эластина в дерме у детей ниже, чем у взрослых. Большей частью развитие и созревание этих волокон происходит уже после рождения и завершается примерно к трем годам. Подкожная капиллярная сетка на момент рождения еще не полностью сформирована: верхние слои дермы пронизаны многочисленными, но неупорядоченными капиллярами. Этим, в частности, объясняется краснота кожных покровов новорожденных.
Эккринные потовые железы у младенцев полностью сформированы, но их активность полностью не проявлена, что уменьшает способность к терморегуляции. Апокринные же потовые железы начинают функционировать в полную силу лишь в период полового созревания.