Каждому известно хотя бы несколько компьютерных программ и приложений для смартфона, якобы повышающих когнитивные функции или предотвращающих возрастное когнитивное снижение, к примеру, ухудшение памяти.
К сожалению, большинство таких «тренеров интеллекта» не исследовались надлежащим образом. А те немногие, которые оценивались в тестах, не показывают эффективности. Хотя разработчики, кончено же, утверждают обратное.
Однако недавно приложения «Brain Exercises», «Brain Training», «Brain Health» от Posit Science, показали определенные результаты: ученые подвели итоги длительного исследования, где сравнивались различные методики, призванные замедлить возрастное снижение когнитивных функций. Оказалось, что вышеупомянутые программы были эффективнее остальных – они действительно смягчали когнитивные нарушения у пожилых людей и существенно снижали риск развития болезни Альцгеймера.
А вот видеоигры могут стать новыми тестами на интеллект. Исследователи заметили, что возрастные пики интеллекта и успеха среди киберспортсменов приходятся на 25-летие. Помимо этого, ученые нашли устойчивую корреляцию между уровнем интеллекта и показателями в таких играх, как League of Legends и Dota 2. Это важно, так как надежные тесты на интеллект – проблема в современной медицине. Современные методы не очень точны, их трудно применять, чтобы своевременно выявить начальные стадии нейродегенеративнх заболеваний.
Тем временем, специалисты из США нашли способ ускорять или замедлять процесс обучения, применив новый метод неинвазивной стимуляции мозга (HD-tACS). Процесс обычения и выполнения тестовых задач проходил эффективнее при синхронизации ритмов между латеральной префронтальной корой и медиальными участками лобных долей. При их десинхронизации отмечался обратный эффект. Предполагается, что синхронизация ритмов помогала добровольцам мониторить и исправлять свои ошибки, не отвлекаясь на сторонние раздражители.