Согласно гедоническим представлениям, люди мотивированы стремлением к наслаждению и, наоборот, избегают боли. Хотя существует множество свидетельств в поддержку этой теории мотивации, она все же не объясняет, почему люди часто участвуют в деятельности, которая им неприятна, хотя важна для обеспечения долгосрочного благополучия.
Другими словами, почему большинство людей тратят так много времени на работу и выполнение домашних обязанностей, когда они могут заниматься досугом и проводить время в свое удовольствие? Этим вопросом задалась междисциплинарная группа ученых, врачей и психологов из США, Великобритании, Бельгии и Испании. Чтобы объяснить, как люди способны жертвовать краткосрочным счастьем во имя долгосрочного благополучия, они собрали большое количество данных, наблюдая за настроениями и деятельностью 30 000 человек в течение месяца (для этого было создано приложение для смартфонов).
Полученные данные показали, что, когда человек находится в хорошем настроении, у него больше шансов выполнить домашнюю работу и другие неприятные, но полезные действия в течение следующих нескольких часов, чем когда он пребывает в плохом расположении духа. В таких случаях, наоборот, люди склонны выбирать более приятные занятия, например, заниматься спортом и проводить время с друзьями – видимо это необходимо им, чтобы почувствовать себя лучше. Впрочем, результаты показывают, что люди не всегда стремятся к деятельности, направленной на повышение удовольствия, только в «мрачные» моменты.
Их выводы подтверждают гипотезу «гедонической гибкости», впервые предложенную Гербертом Симоном в 1960-х годах. Ученый предполагал, что у людей есть несколько целей – краткосрочные и долгосрочные, а настроение помогает человеку расставить среди них приоритеты.
Люди, которые находятся в плохом настроении, склонны сосредоточиться на улучшении своего настроения здесь и сейчас, тогда как люди в хорошем настроении склонны больше думать о будущем. Именно в такие минуты мы охотно жертвуем нашим краткосрочным счастьем для нашего долгосрочного благосостояния.