Еще 1932 году великий Томас Элиот заявил: «Подлинная поэзия может обмениваться данными, прежде чем они будут поняты». Недавно специалисты из университета Бангор показали, что мы на самом деле оцениваем поэтические конструкции бессознательной.
Поэзия – это особый вид литературной эксперссии, который передает чувства, мысли и идеи, которые подчеркивают метрические «ограничители», рифма и аллитерации. Тем не менее, мы можем оценить музыкальное звучание поэзии независимо от ее литературного смысла?
Для решения этого вопроса авторы новой работы создали текст, согласованный с поэтические правилами кинханед – традиционной формы валлийской поэзии. Предложения из этого текста были случайным образом прочитаны участникам исследования, при этом ни один из них не имел никаких предварительных представлений об этой поэтической форме.
Изначально участникам было предложено оценить предложение либо как «хорошее», либо как «нехорошее» в зависимости от того, было ли оно приятно их уху. Результаты показали, практически во всех случаях добровольцы одобрили «ортодоксальные» предложения и отвергли предложения, нарушающие правила построения кинханед. Эти субъективные результаты подтвердили также электрофизиологические реакции в мозге, выявленные при сканировании.
Так что когда вы читаете стихотворение и чувствуете что-то особенное, но не можете точно определить, что это – не сомневайтесь: ваш мозг полюбил его, даже если вы на самом деле не поняли, почему.